Потеря на миллионы: куда пропадают грузы в водах Владивостока?НИА-Владивосток
Один из морских перевозчиков Приморья подозревается в потере грузов. Бизнесмены-заказчики подобных услуг обеспокоены, поскольку финансовый ущерб от подобных ситуаций выливается в миллионы. В ситуациях с потерей груза, намеренной или случайной, заподозрили Приморское морское транспортное экспедиционное агентство (ООО «ПРИММОР ТЭА»), работающее во Владивостоке. Как стало известно из публикаций в СМИ, ее клиенты обращаются в правоохранительные органы с жалобой на пропажу груза. Компания ООО «ПРИММОР ТЭА» совсем молодая, зарегистрировалась в нынешнем году, ее учредитель и руководитель – Елизавета Юрова в одном лице. Зато действует от имени компании другой человек, сам бывший морской капитан с большим опытом, Олег Никифоров, по случайному совпадению или нет - отец Елизаветы Юровой. Фактически оказывается, что ООО «ПРИММОР ТЭА» работает на оказание посреднических услуг. Собственных судов у компании нет. Однако она предлагает услуги по морской перевозке. Возможно, именно эта ситуация привела ООО «ПРИММОР ТЭА» к потере чувства ответственности. Во всяком случае, об этом говорят клиенты компании, обратившиеся в правоохранительные органы.
Ситуация проста: компания-перевозчик принимает от заказчиков груз на борт судов (которые, как выясняется, компании не принадлежат). При оказании услуги берется предоплата – а она в таких случаях немаленькая, суммы исчисляются миллионами рублей, ведь и сам груз стоит недешево, и путь груза по морю тоже. Но продолжение истории печально: судно, получившее груз на борт, исчезает, просто не прибывает в условленный пункт назначения. Как утверждают пострадавшие клиенты, перевозчик ситуацию не объясняет и даже перестает отвечать на запросы. Редакция получила комментарий от Олега Никифорова, и его версия иная. Он утверждает, что все делает правильно. «Я делаю все по закону, перевожу грузы. А груз в таких случаях используется в качестве залога», - говорит Олег Никифоров.
По логике перевозчика, компании-владельцы груза сначала должны полностью расплатиться по договору, а уже потом увидят свой груз в нужной точке прибытия. Однако вряд ли бизнес-клиенты, пользующиеся услугами перевозок по морю, согласятся с такой постановкой вопроса. Ведь это больше похоже на шантаж. Договор исполняется обеими сторонами, и в любом случае перевозчик должен доставить имущество, которое ему, к тому же, не принадлежит, по указанному адресу. Тем более с учетом предоплаты, которую делает заказчик. Также перевозчик должен предоставить последнему соответствующие документы о приемке груза к перевозке нотис (notice), коносамент на весь груз с его стоимостью, документы, подтверждающие фрахт судна. Может ли компания-перевозчик удерживать груз (чужое имущество) в неизвестном месте? Выглядит это как шантаж или даже кража, но в этом разберутся правоохранительные органы. Ситуация напоминает работу Почты России, которую долгое время ругали на чем свет стоит за плохую работу и постоянную потерю посылок и даже денежных отправлений, - сейчас организация пытается исправить свой стиль работы. В данном случае перевозчик тоже «теряет» грузы, но проблема серьезнее: стоит такая потеря миллионы. В качестве грузов могут перевозиться и стройматериалы, и продукты питания, и даже, допустим, животные. Кто будет отвечать за сохранность груза? Что произойдет с продуктами, если они не прибудут вовремя в точку назначения? Да и в каких условиях они хранятся где-то в «отстойнике», никто не знает. О судьбе живого груза даже не будем говорить.
Олег Никифоров утверждает, что вся ситуация – обычна для морских перевозок: «Перевозчик и судовладелец - это разные структуры. Перевозчик берет судно во фрахт, и судовладельцу это выгодно, он дает судно посуточно, на тайм-чартер, и получает за это деньги».
Компания ООО «ПРИММОР ТЭА» вынуждена фрахтовать небольшие суда, этому Олег Никифоров тоже находит объяснение: «Сейчас дефицит судов, к тому же если заказчик не вносит необходимую часть средств, то нам не из чего оплатить большое судно».
В одном из случаев компания-перевозчик просто складировала груз в одном из курильских портов, не довезя до места назначения, и до сих пор не отдает заказчику груз. Олег Никифоров находит этому поведению ООО «ПРИММОР ТЭА» разные объяснения, которые мало связаны между собой, что рождает сомнения в их законности и логике: «Порты завалены грузом, нужно место, и я начал придумывать способ смешанной перевозки, через транзит. Есть суда-линейщики, они работают между портами Владивосток-Кунашир, как трамваи. Туда, на Кунашир, и уплыл груз. А потом уже оттуда его нужно доставить до места назначения, но только когда заказчик заплатит». Получается, компания-перевозчик не доставила груз до места назначения и намеренно держит груз на Кунашире, требуя денег с клиента? Никифоров это отвергает: «Нет, не намеренно. Просто мне так удобнее доставлять груз». Со слов Никифорова, ООО «ПРИММОР ТЭА» взяла в подрядчики ряд компаний, которые обеспечивают эту сделку и хранят удержанный груз на складах ГК «Гидрострой», Квинта, СК «Нептун». В итоге такие добропорядочные компании оказываются тоже жертвами обстоятельств, их втянули в некрасивые истории.
Прозрачность действий ООО «ПРИММОР ТЭА» постоянно вызывает вопросы. Олег Никифоров сам признается, что его прежняя компания попала несколько лет назад в реестр недобросовестных поставщиков, выиграв государственный тендер на поставку груза, но не выполнив обязательства. «Мы два года пробыли в этом реестре, поэтому открыли новую фирму ООО «ПРИММОР ТЭА», а сейчас хотим объединить эти две наших компании. Просто хотели сделать чистую компанию и работать дальше», - говорит предприниматель. Разовьется ли ООО «ПРИММОР ТЭА» в успешного перевозчика? На этом рынке в Приморье есть и более сильные перевозчики, например, «Азия Шиппинг», имеющая грузовые краны и возможности принимать крупный тяжелый груз, к примеру, спецтехнику. У ООО «ПРИММОР ТЭА» такого оборудования нет, работать в этой сфере просто в качестве посредника все же затруднительно, надо самим обладать необходимыми мощностями и техникой. Возвращаясь к пояснениям Олега Никифорова, стоит признать факт: несмотря на объяснения предпринимателя, фактически морская перевозка, предусмотренная договором, не состоялась, ведь груз не доставлен по месту назначения. В этих случаях требования перевозчика по полной уплате фрахта и удержание части груза не законны.
Возможно, несмотря на опыт Олега Никифорова, на который он ссылается, сама компания все же «неопытна», судя по ее столь малому стажу существования, и не готова пока серьезно оценивать подобные риски. Однако начинать деятельность с подобных провальных историй себе дороже, ведь это, к сожалению, удар по собственной репутации. Кстати, о репутации Никифорова, - мы решили самостоятельно проверить полученную от него информацию о его деятельности за последние годы, результатами мы поделимся с вами в ближайшее время. Что же выявят правоохранители, будет известно позже, редакция будет следить за ситуацией. |
|